Больше половины дорогих госзакупок по-прежнему проходят с нарушениями

новости закупокЭксперты Национальной ассоциации институтов закупок провели очередной мониторинг государственных закупок с начальной стоимостью свыше 1 млрд. руб, которые были размещены на Общероссийском официальном сайте http://zakupki.gov.ru в ноябре 2012 года.

Больше половины закупок по-прежнему проходят с нарушениями.

Всего проанализировано 42 закупки на этапе «Подача заявок», по которым итоги еще не подведены. В результате мониторинга, эксперты НАИЗ отметили, что явные нарушения законодательства стали встречаться не так часто.

Грубые нарушения были обнаружены только в двух закупках (5% от общего числа сверхдорогих госзаказов). 

В документации по первому заказу на реконструкцию аэропорта в Якутске отсутствует сметная документация, проверенная государственной экспертизой, не представлена начальная (максимальная) цена контракта с ссылками на коэффициенты расчета.

Кроме того, заказчик выдвигает обременительные для бизнеса условия гарантии, которые могут привести к отсутствию заявок на торги. В частности, подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств по договору в виде банковской гарантии или залога денежных средств на сумму, составляющую в течение первых двух лет гарантийного срока — 5% от цены договора, а в последующие годы гарантийного срока — 2 %. Данное требование не законно.

Заказчиком так же установлено, что обеспечение исполнения обязательств подрядчика должно действовать с даты подписания договора и превышать срок исполнения обязательств подрядчика по выполнению работ не менее чем на 75 дней. Данное требование так же не законно. Обеспечение обязательств подрядчика должно заканчиваться по истечению исполнения обязательств по выполнению работ.

Во втором случае комитет Правительства Чеченской Республики по государственному заказу установил подрядчику заведомо невыполнимые сроки. Согласно документации, подрядчик должен за 30-38 дней со дня заключения договора разработать проектную документацию на строительство нового цементного завода, и за 10 дней выполнить его эскизный проект.

В целом, эксперты НАИЗ отметили, что заказчики научились работать в рамках 94-ФЗ. Однако только в 15 случаях (36%) не было обнаружено не только нарушений, но и ограничений конкуренции. 

Остальные 25 закупок (59%) имеют те или иные признаки ограничения конкуренции.

По-прежнему, один из самых распространенных способов ограничения конкуренции — составление документации под конкретного поставщика. В таких закупках нет грубых нарушений закона, но документация составлена так, что в конкурсе может победить только один участник.

Яркий пример: заказ на строительство станции метро Проспект Победы в городе Казань. В качестве условий заказчик закладывает наличие квалифицированных специалистов с высшим образованием, работающих на постоянной основе на объектах метрополитена, наличие стажа выполнения строительно-монтажных работ на объектах метрополитена. Очевидно, что такой конкурс «заточен» под одного участника.

Второй часто встречающийся способ – отказ от публикации необходимых для подрядчика документов. Этот способ характерен для заказов в области строительства. Во-первых, к пакету документов заказчик часто не прикладывает проект, а, во-вторых, вместо сметы прикладывает сводный сметный расчет. В последнем документе в отличие от сметы не прописаны используемые материалы, их количество. Это усложняет задачу для потенциального подрядчика, т.к. для разработки сметной документации на 2-3 млрд рублей необходимо несколько месяцев работы.

При этом сохраняется еще одна негативная тенденция: 90% заказчиков по-прежнему не реагируют на комментарии, размещенные на ООС в рамках общественного обсуждения сверхдорогих госзакупок. Например, замечания и комментарии по обнаруженным грубым нарушениям оба заказчика проигнорировали. В ноябре не было случаев, чтобы заказчик внес изменения в документацию по результатам общественного обсуждения.

Впрочем, некоторые заказчики все же стали лучше реагировать на замечания общественности. После того, как эксперты НАИЗ стали участвовать в общественном обсуждении госзакупок на официальном сайте zakupki.gov.ru, многие заказчики стали внимательнее относиться к закупочной документации, возросло ее качество. Заказчики стали реагировать на замечания и устранять недочеты. Это касается исправлений, которые, возможно, не повлияют на исход процедуры, но ведут к увеличению конкуренции а, следовательно, повышению эффективности закупочной деятельности, экономии бюджетных средств.

Источник: https://naiz.org/news/10/574/

Дата публикации: 27.12.2012

Ссылка на основную публикацию